разрушенные московский Аквапарк и парк трансвааля

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 февраля 2023 года; проверки требуют 5 правок.

В понедельник, 28 марта, Московская прокуратура огласила итоги работы комплексной независимой экспертизы, которая почти год изучала причины обрушения крыши аквапарка “Трансвааль-парк” в Ясенево. Итоги эти были ожидаемы и легко предсказуемы еще год назад: в катастрофе, вследствие которой 28 человек погибли и еще 200 получили ранения, виноваты проектировщики.

Катастрофа в ясеневском аквапарке произошла вечером 14 февраля 2004 года, когда в “Трансваале” находилось множество отдыхающих, в том числе пришедших туда целыми семьями. Кадры, демонстрирующие людей в купальных костюмах, бегающих по снегу среди темных развалин, обошли в тот день все мировые телеканалы. Спасатели действовали профессионально, но площадь обрушения железобетонных конструкций – более пяти тысяч квадратных метров – была такова, что счет жертв пошел на десятки.

В тот вечер все ответственные и заинтересованные лица прибыли в Ясенево уже через несколько часов после происшествия. Среди них, в частности, был и мэр Москвы Юрий Лужков, который сразу дал распоряжение начать расследование обстоятельств катастрофы. Причем, выступая перед телекамерами, Лужков с точностью до секунды назвал время обрушение крыши – 19:15:48, ссылаясь при этом на пленку наружного видеонаблюдения, которую ему показали сразу же после того, как он прибыл на объект. Этой пленке, вскоре изъятой компетентными органами, суждено было сыграть важную роль в нагнетании всевозможных слухов вокруг главной причины падения крыши аквапарка. Прибывший в Ясенево почти одновременно с Лужковым архитектор Нодар Канчели, автор проекта купола “Трансвааль-парка”, успел разглядеть на ней нечто, похожее на взрыв, в районе одной из колонн, которая первой потеряла устойчивость. С тех пор в течение всего года Канчели не переставал утверждать, что аквапарк погубил преднамеренный взрыв, устроенный неким злоумышленником.

ДОСЬЕ VIP. LENTA. RUКатастрофа в аквапарке

После изучения экспертного заключения следствие определит круг лиц, по чьей вине произошло обрушение, и выявит обстоятельства, которые этому способствовали. Затем, в соответствии с законом, в ближайшее время им будет предъявлено обвинение по соответствующим статьям Уголовного кодекса России.

Специалисты проделали огромную работу – более 200 различных экспертиз, включая судебно-медицинские, молекулярно-генетические, взрывотехническую и металловедческую. По словам работников прокуратуры, результаты их труда сложились в пухлый том. Так, “Российская газета” ссылается на начальника правового обеспечения городской прокуратуры Сергея Марченко, который определил объем получившегося заключения в 500 страниц, другие источники говорят уже о семистах страницах. Сами прокуроры пока не готовы в подробностях пересказывать доводы специалистов, опасаясь запутаться в технических деталях. Но в главном они уверены настолько, что сам глава Московской прокуратуры Анатолий Зуев заявил во всеуслышание: “Выводы экспертов однозначны. Причинами обрушения аквапарка явились неверные конструктивные решения и просчеты в проектировании”.

Эти слова главного прокурора столицы еще не означают, что на скамью подсудимых автоматически сядет, например, глава ЗАО “К” (известного также как ЗАО “Курортпроект”), заслуженный строитель России Нодар Канчели. Речь идет пока не о выдвижении конкретных обвинений против конкретных лиц и организаций, но лишь о завершении экспертных работ (по этому поводу Зуев отметил, что сегодняшний день был “долгожданным”). Кстати, адвокат пострадавших в результате обрушения “Трансвааль-парка” Игорь Трунов уже выразил желание лично ознакомиться с результатами экспертизы и даже пригрозил, что если эти результаты будут “незаконны”, то он непременно обжалует сам факт экспертизы. Видимо, для того, чтобы суд признал обвиняемыми не проектировщиков, которых можно разве что посадить, а правительство Москвы, с которого можно получить немалые компенсации (тем более что в российских СМИ то и дело всплывают сведения о причастности к “Трансвааль-парку” жены московского мэра Елены Батуриной). В этом случае расследование дела о катастрофе в аквапарке затянется еще не на один год.

И все же именно имя Нодара Канчели чаще всего упоминается в связи с выводами экспертной комиссии. Сам известный архитектор настолько занервничал, что стал заранее оправдываться и жаловаться, что ему ничего не известно ни о результатах экспертизы, ни о сути проведенных работ, потому что с ним об этом никто не беседовал: “Пока я фигурировал в деле как свидетель. И прежде чем переводить меня в разряд подозреваемых или обвиняемых, со мной можно было бы для начала поговорить”.


Разрушенные московский аквапарк и парк Трансвааля

НА РАЗВАЛИНАХ АКВАПАРКА В ЯСЕНЕВО. Кадр Первого канала, архив

Нодару Канчели есть из-за чего нервничать. Еще на стадии предварительного разбирательства выяснилось, что “Трансвааль-парк” проектировали не одна, а сразу две организации. Изначально за разработку проекта столь сложного, не имеющего у нас в стране аналогов сооружения, как аквапарк с беспролетным куполом, взялась фирма “Сергей Киселев и партнеры”. Ее архитекторы утвердили проект в Мосгорэкспертизе, и по их расчетам здание должно было перекрываться стальными фермами или фермами с алюминиевым покрытием. Однако уже на этапе строительства главный подрядчик, турецкая фирма Kocak Insaat, предложил заменить алюминиевые перекрытия на железобетонные. Киселевцы дали согласие, но за разработку новой конструкции купола взялись не сами – подрядчик сам пригласил к сотрудничеству ЗАО “К”.

Получился организационно-конструкторский нонсенс: там, где от архитекторов требовалась максимальная сработанность и согласованность усилий, на результаты работы одной команды наложились результаты работы другой. И Сергей Киселев, и Нодар Канчели – строители, чья репутация до обрушения аквапарка была безупречной. Но есть такая элементарная формула: чем больше узлов (инстанций) в той или иной конструкции (цепочке действий), тем меньше ее надежность. Еще в прошлом году многие независимые эксперты указывали на то, что несущий каркас “Трансвааль-парка” плохо сочетается с ограждающими элементами (крышей и стенами). В результате все сооружение аквапарка оказалось крайне ненадежным: устранение одной несущей конструкции (колонны), чем бы оно ни было вызвано, привело к обрушению пяти тысяч квадратных метров перекрытий.

Несомненно, проектировщики еще долго будут утверждать, что выводы экспертизы, нанятой Московской прокуратурой, никуда не годятся. Но очевидно одно – суд будет делать свои выводы на основе именно этих данных. Если только Нодару Канчели сотоварищи не удастся убедить судей в том, что в этом деле требуется еще одна независимая экспертиза.

Нет ничего удивительного в том, что наличие нескольких независимых друг от друга комиссий по расследованию обстоятельств разрушения “Трансвааль Парка” в столичном районе Ясенево нисколько не способствует скорейшему обнародованию причин произошедшего. Более того, спустя полтора месяца после того, как комиссии начали свою работу, многие наблюдатели уже потеряли надежду на оглашение результатов их деятельности в обозримом будущем.

Что думают о факторах, повлиявших на обрушение крыши и стен аквапарка сотрудники московской прокуратуры, неизвестно вообще. Люди они серьезные и все свои находки держат в строгом секрете. Следственную группу возглавляет Александр Лаврененко, его подчиненные сразу же после случившегося провели выемку документов во всех связанных с аквапарком структурах, допросили вовлеченных в события лиц и замолчали. Неизвестно даже, когда именно силовики закончат свое расследование.

Кроме силовиков аквапарком занялись и гражданские структуры. Сначала было непонятно, зачем Госстрой (ныне – Федеральное агентство по строительству и ЖКХ) и правительство Москвы организовали две параллельно работающие экспертные группы для изучения этого вопроса. Однако непонимание исчезло после того, как стали известны предварительные результаты расследования. И сменилось на полное недоверие.

Сначала подозрения своим уклончивым поведением вызвал бывший глава Госстроя (вопреки ожиданиям, Николай Кошман не возглавил федеральное агентство, уступив свой пост Владимиру Аверченко). Кошман еще 18 марта заявил, что его комиссия закончила расследование, но не будет оглашать результаты до того, как ознакомится с выводами московской комиссии. И при этом предупредил, что Госстрой “может и не согласиться” с экспертами, приглашенными правительством Москвы.

Стало ясно, что информацию о выводах федеральной комиссии мы получим не раньше, чем свою работу закончит московская. А это может произойти еще не скоро. Сначала руководитель этой комиссии Александр Косован обещал уложиться в срок до 14 марта, затем дата была перенесена на 22 марта, затем – на 25-е. В конце концов, глава архитектурно-градостроительного комплекса столицы Владимир Ресин поставил перед Косованом крайний срок – 31 марта. Однако и сегодня вместо результатов работы комиссии в прессе появились слухи о том, что планируется еще одно расследование, а сам Косован назначил новую дату публикации своих выводов – 4 апреля. Понятно, что надежда услышать что-нибудь окончательное в этот день остается призрачной.

В чем расходятся комиссии

Несмотря на такую административную путаницу и нежелание чиновников рассказывать о своих находках (а членам обеих комиссий запрещено общаться с журналистами), кое-какие сведения об обстоятельствах разрушения аквапарка все же известны.

Например, мы точно знаем, что не является причиной происшествия. Уже в первые две недели после случившегося стало ясно, что у обеих комиссий нет претензий ни качеству материалов, ни к выбору места застройки, ни к состоянию грунта и фундамента, ни к особенностям строительства и эксплуатации “уникального объекта”.

25 марта в Департаменте архитектурно-градостроительного комплекса столицы члены московской комиссии в предпоследний раз обсуждали полученные ими экспертные заключения. Таковых было три – из Московского государственного строительного университета, из НИИ бетона и железобетона и из ЦНИИ строительных конструкций имени Кучеренко. Несмотря на небольшие разногласия, все эксперты пришли к одному и тому же выводу – причиной разрушения здания стал неудачный проект. Материал крыши был слишком тяжелым, несущие колонны были расположены слишком далеко друг от друга, а сегменты купола держались исключительно на них. Поэтому падение одной колонны повлекло за собой обрушение всей конструкции.

Однако московской комиссии трудно будет признать, что аквапарк был построен по неправильному проекту. Дело в том, что перед строительством любого объекта, и аквапарк здесь не был исключением, его проект утверждается московскими властями. Получается, что столичные власти дали добро на строительство здания, которое в любой момент могло разрушиться.

Такой вывод заставит всех вспомнить о фирме “Интеко”, супруге Юрия Лужкова и о том, что она хоть и не являлась владелицей аквапарка, но, по сведениям газеты “Коммерсант”, все же могла через фирму “Терра-Ойл” стать анонимным инвестором покупки “Трансвааля” другой компанией.

Поэтому комиссия не может признать наличие ошибок в проекте аквапарка. Их, кстати, возможно, и не было. Согласно источникам, присутствовавшим на заседании 25 марта, эксперты признали, что все параметры соответствуют существующим СНиПам. А дело, оказывается, в том, что сами СНиПы – “Строительные нормы и правила” – не обновлялись с советских времен. Единственный новый стандарт, появившийся в последнее время, касается жилых объектов. А бассейны, стадионы и другие объекты “первого уровня ответственности” строятся по тем же правилам, что и двадцать лет назад. За это время появилось множество сооружений нового типа, к которым, в частности, относился и “Трансвааль Парк”.

Вы, наверное, уже догадались, кто занимается разработкой СНиПов. Правильно – Госстрой. Получается, что именно эта структура несет косвенную ответственность за гибель людей в Ясенево. Вполне возможно, что именно к такому выводу и придут члены московской комиссии. Так что понятно, почему Госстрой может с этими выводами не согласиться.

Кроме двух государственных структур, отдельный бой за результаты расследования причин разрушения аквапарка ведет автор проекта купола конструкции – известный архитектор Нодар Канчели. Он понимает, что вне зависимости от наличия или отсутствия СНиПов отвечать за гибель объекта будет именно он. И очень боится потерять репутацию или даже свободу. Поэтому Канчели при поддержке Союза московских архитекторов продвигает собственную версию причин произошедшего. Канчели пытается доказать, что аквапарк разрушился в результате теракта.

На видеозаписи разрушения, которая, кстати, не досталась членам ни одной из комиссий, Канчели видел, как с поверхности подломившейся колонны за секунду до катастрофы произошел выброс какого-то вещества – то ли дыма, то ли пыли. Он утверждает, что именно после этого колонна согнулась под углом 120 градусов и упала. На фотографиях этой колонны также видна вмятина овальной формы. Подобные следы образуются в результате взрывной волны. Поэтому Канчели уверен, что аквапарк кто-то подорвал, подложив, например, взрывчатку в основание колонны. А 31 марта президент Союза московских архитекторов Виктор Логвинов заявил, что колонна могла подвергнуться бомбардировке снарядом, запущенным из близлежащего леса. Именно по настоянию архитекторов материалы расследования были направлены на дополнительную экспертизу в один из закрытых институтов Минобороны.

Так что различных версий в деле о разрушении аквапарка по-прежнему хватает. Правда, на фоне полного отсутствия незаинтересованных арбитров это разнообразие совсем не радует.

Предыдущие материалы по теме

“Жемчужина комплекса – тропический остров – земля Трансвааль! Растворите свои заботы и печали в чистейшей воде рек и лагун. Окунитесь в вечное лето. В Трансваале грустные развеселятся, унылые ободрятся, больные выздоровеют и все станут немного счастливее. Добро пожаловать!”

Текст с официального сайта “Трансвааль Парка”

Искупаться в теплом море и понежиться на песке – естественная потребность каждого человека, живущего в северной стране. Богатые россияне удовлетворяли ее, отправляясь в середине зимы на зарубежные курорты. Чувствуя спрос, отечественные бизнесмены постепенно привносили элементы лета и в зимнюю Россию – в закрытых бассейнах с подогревом устраивали солярии, устанавливали там небольшие горки и прочие водные аттракционы. Однако в этих проектах не было настоящего размаха, а тем временем спрос на полномасштабные крытые, а значит работающие даже зимой, центры водных развлечений не спадал – например, 61% жителей Санкт-Петербурга считали (и до сих пор считают), что в городе не хватает аквапарка. Но, наконец, в России появились два таких сооружения – в марте 2002 года “Виктория” в Самаре и в сентябре 2002-го “Трансвааль Парк” в Москве.

Хроника создания “Трансвааля”

Западная Европа пережила пик строительства аквапарков в 1970-1980-х годах. В одной маленькой Голландии за последние 20 лет открылось 29 аквапарков. Всего в Мировую ассоциацию аквапарков вместе с “Трансваалем” входят 448 комплексов. Однако в России судьба аквапарка трудна. Во “второй столице” Петербурге идет строительство четырех комплексов, в то время как потребность города оценивается в пять-шесть подобных сооружений. Тем временем зажиточные питерцы ездят в скандинавские аквапарки (в хельсинкской “Серене” в некоторые дни бывает до 80% русских посетителей), а менее состоятельные – посещают крытые бассейны, оборудованные некоторым количеством аттракционов. На начало 2002 года в Москве сущестовало 16 проектов центров водных развлечений. К постройке двух из них – в “Москва-сити” и на Аминьевском шоссе – уже приступили, но строительство было заморожено из-за нехватки денег.

“Трансвааль” – единственный проект, который удалось довести до конца, однако его постройка также сопровождалась трудностями. Основной инвестор и первый владелец аквапарка – ЗАО “Европейские технологии и сервис” (“ЕТС”) – вложил в проект около 40 миллионов долларов. Финансировали сооружение парка Сбербанк (17,3 миллиона долларов) и турецкая строительная компания “Кочак Иншаат” (примерно 16 миллионов). Сначала хотели задействовать европейских строителей, но те отказались – их отпугнули трудности с получением лицензии на строительство и отсутствие на тот момент в РФ ГОСТов на подобные объекты. Турецкие строители согласились строить и финансировать аквапарк, а архитекторам пришлось ориентироваться на российские ГОСТы для бассейнов и на западные стандарты. Генеральным проектировщиком выбрали компанию “Сергей Киселев и партнеры” – одну из самых авторитетных в России. Она создавала, в частности, резиденцию президента России в Кремле, офисы компаний “Кредит Свисс” и “Даймлер-Крайслер”, Московский дом Деда Мороза, аквапарк “Виктория” в Самаре и многие другие здания.

“Кочак Иншаат” работает в России более 15 лет. Еще в советские времена фирма построила сеть гостиниц в Пицунде. В Москве она соорудила здание Национального резервного банка на улице Новая Басманная, гостиничный комплекс “Эридан-2”, жилой дом по адресу Можайское шоссе, 36, и Калужский сельскохозяйственный центр. Она же возвела в Ханты-Мансийске ледовый дворец, часть корпусов университета и студенческого городка, а в Самаре – торгово-развлекательный “Мегакомплекс на Московском”, частью которого является аквапарк “Виктория”. В Ханты-Мансийске “Кочак Иншаат” возводит еще один аквапарк по проекту архитекторов из фирмы “Сергей Киселев и партнеры”.

Строительство развлекательного центра началось в 2000 году, и уже ко Дню города в сентябре 2002 года он был сдан. На открытии присутствовал мэр Юрий Лужков. Городская конкурсная комиссия признала “Трансвааль” лучшим реализованным проектом года в области инвестиций и строительства в номинации “Объекты культуры, медицины, зрелищные и спортивные сооружения”. В ноябре 2003-го “ЕТС” столкнулась с финансовыми трудностями (не смогла расплатиться с кредиторами) и продала аквапарк компании “Терра Ойл” (другой вариант написания – “Тера Ойл”), которая, по данным газеты “Коммерсант”, действовала в интересах группы “Интеко”, руководимой женой столичного мэра Еленой Батуриной. Также, по данным “Коммерсанта”, “Интеко” числится в совладельцах “Трансвааля”, и новые владельцы смогли как расплатиться со строителями, так и договориться со Сбербанком о реструктуризации задолженности. Новый генеральный директор “Трансвааля” Сергей Арсентьев заявил: “Проект станет рентабельным, если акционеры смогут увеличить наполняемость развлекательного центра за счет некоторого снижения стоимости обслуживания”.

“Трансвааль” оказался самым крупным в Европе аквапарком. Он занял на юго-западе столицы в микрорайоне Ясенево площадь 20200 квадратных метров. Комплекс вмещал 2000 посетителей и включал в себя бассейны с быстрой и медленной водой, водные аттракционы, установку для серфинга, а также ресторан, кафе, боулинг, бильярдную, магазин сопутствующих товаров, камеру хранения, тренажерный зал, салон красоты, спортивный бассейн и несколько бань.

Желающим при входе оформляли страховку от несчастного случая (максимальная страховая сумма 60 тысяч рублей). Также на некоторые аттракционы не следовало допускать пьяных, гипертоников и сердечников, однако, по свидетельству посетителей, далеко не всегда в “Трансваале” соблюдалась техника безопасности и правильно оформлялась страховка.

За время существования парка в “Трансваале” погибли три человека, и все трое – на аттракционе “Циклон”, представляющем собой пластиковую трубу, по которой люди спускаются в воду на надувном матрасе. Первой жертвой “Циклона” стал турецкий рабочий, решивший опробовать “Циклон” перед открытием аквапарка, второй – известный каскадер Валерий Сапрыкин (оба захлебнулись в бессознательном состоянии, ударившись головой о конструкцию аттракциона во время спуска), а третий – пьяный мужчина, захлебнувшийся рвотными массами. Кстати, на аналогичных аттракционах за рубежом, в отличие от “Трансвааля”, отдыхающим обязательно выдают шлем и спасжилет, за ними наблюдает большое количество спасателей, и, как правило, пьяных не пускают внутрь аквапарков и не продают там алкогольные напитки.

Еще один инцидент, связанный с московским уголком тропиков, произошел в августе 2003 года – рядом с аквакомплексом милиционеры обнаружили 5 килограммов тротила. Происхождение взрывчатки выяснить не удалось.

“Трансвааль Парк” был одним из модных московских мест – здесь не только отдыхали компаниями и семьями, но устраивали клубные вечеринки, снимали телепередачи.

Хроника разрушения “Трансвааля”

В 19:15 в субботу 14 февраля 2004 года, то есть в День Святого Валентина, в “Трансвааль Парке” находилось около 1300 человек, в том числе от 270 до 470 – непосредственно под куполом. В этот момент купол рухнул. Вот как описывают случившееся очевидцы:

“Все происходило на моих глазах, как в замедленном кино: сначала странный хлопок, затем в середине потолка, в одной точке, появляется трещина, отрывается большой кусок и летит вниз. В считанные секунды трещины ползут по кругу всего потолка, увеличиваются, и огромные глыбы бетона летят прямо на нас”.

На место происшествия прибыли спасатели МЧС, спецслужбы, врачи. Поиск людей под завалами осложнялся темнотой, морозом -20°C, клубами пара из бассейнов, а также осколками стекла (крыша содержала множество стеклянных вставок), о которые ранили лапы “эмчэсовские” ищейки. Некоторые люди смогли выбраться из руин сами, многие из них были мокрыми и без верхней одежды, которая осталась под завалами. В больницы стали поступать раненые с порезами, переломами и переохлаждением, среди которых было много детей, так как обрушение крыши произошло прямо над детским бассейном.

Почти сразу же в Ясенево прибыли министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу и мэр столицы Юрий Лужков. Спасательные работы были прекращены к утру понедельника 16 февраля, поскольку крики из-под обломков здания прекратились, и не осталось никаких шансов, что хоть кто-нибудь израненный и без одежды смог бы выжить в остывших до минусовой температуры руинах. Также было решено окончательно обрушить стены здания, которые создавали угрозу для спасателей. К разбору завалов приступила тяжелая техника. Прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по статье 109, часть вторая, Уголовного кодекса РФ – “Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, а равно причинение смерти по неосторожности двум или более лицам”. Также были временно приостановлены лицензии ООО “Архитектурная мастерская Сергей Киселев и партнеры” и турецкой компании “Кочак Иншаат”, а также ЗАО “К”, принимавшей участие в проектировании. Глава Госстроя России Николай Кошман объявил, что его ведомство проверит все спортивно-развлекательные сооружения страны на прочность и качество конструкции. Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев пообещал “проверить в Москве все объекты со сложными кровлями”. Эксперты взяли пробы материалов конструкции аквапарка для анализа.

На момент написания статьи погибших насчитывалось 25 человек, пострадавших – более 100. В больницах оставались 68 человек. Пятеро из них, в том числе двое детей – в крайне тяжелом состоянии. Количество жертв может увеличиться – не исключено, что часть погибших людей еще остается под завалами.

Причины разрушения “Трансвааля”

Версию теракта отбросили почти сразу. Несмотря на приостановку лицензии архитектурной мастерской Сергея Киселева, в вину проектировщиков мало кто верит. На стороне фирмы репутация, авторитет и профессионализм архитекторов и инженеров, множество успешно возведенных по их проектам сложных зданий. К тому же, данная куполообразная конструкция не является чем-то принципиально новым в архитектуре, поэтому вряд ли квалифицированные специалисты могли допустить ошибки при ее расчете.

Основные версии происшествия – оплошности при строительстве и недостаточный контроль при сдаче объекта, а также неправильная эксплуатация здания.

При сооружении здания могли быть использованы материалы (бетон, стальные балки) менее качественные, чем задумывалось при проектировании, а желание быстрее сдать объект и начать извлекать из него прибыль, помноженное на коррумпированность чиновников, которые за взятку подписывали “липовые” результаты проверки, привели к тому, что купол износился гораздо раньше положенного срока. Член экспертно-консультативного общественного совета при мэре Москвы Алексей Клименко считает: “Зная проектировщика “Трансвааля” Нодара Канчели как одного из лучших, я на 99% уверен, что причины аварии кроются на этапах строительства и эксплуатации, а не проектирования. Канчели рассчитывает все с запасом прочности раз в десять. А вот как потом этот проект претворялся в жизнь – отдельный разговор. Особенно с учетом того, что строили его турки. Турки, чтобы сэкономить, берут на работу лимитчиков. Даже такая поговорка есть в Москве: единица качества – 1 таджик. Ну и, конечно, практически на любой стройке в столице процветает система повальной коррупции – от получения лицензии на строительство до замены одной марки бетона на другую, более дешевую, или просто замены бетона песком. Думаю, все это и покажет экспертиза, если нам расскажут правду о ее результатах”.

Впрочем, у самих проектировщиков при сдаче объекта к строителям никаких претензий не было. Юрий Платонов, главный архитектор Российской академии наук, у которого учился Сергей Киселев, подтверждает эту информацию: “Мои коллеги говорят, что по качеству работ никаких претензий не было”.

Один из ведущих в России специалистов по строительству аквапарков Валерий Горегляд приводит аргументы в пользу версии о неправильной эксплуатации: ” Конструкции подобного рода в металлическом исполнении прежде всего не подходят по физическим причинам. Во-первых, в условиях аквапарка очень быстро развивается коррозия – электрическая, как в наших автомобилях, и химическая – под воздействием хлора. Остановить ее невозможно, как бы металлическая конструкция ни была защищена. А во-вторых, это температурные колебания – я уверен, что трагедия в аквапарке случилась именно из-за них. Эти факторы значительно влияют на скорость развития в металле усталостных явлений, вызывающих потерю им своих прочностных свойств. В подкупольном пространстве аквапарка температура около +30°C, а снаружи в субботу было почти -20°C. То есть создалась разница температур 50°, а это критическая величина для металлических конструкций на нашей широте. Когда я последний раз был в “Трансвааль-парке”, то отметил, что эксплуатация аквапарка была поставлена на очень низком уровне. Во время осмотра системы вентиляции я обнаружил, что не были включены стоявшие на балконе воздуходувки, которые должны изнутри обеспечивать рециркуляцию воздуха, снижать температуру в подкупольном пространстве и убирать конденсат с поверхности купола. Весьма вероятно, что в субботу все произошло из-за того, что они не работали, – на улице ударил сильный мороз, а под куполом, наоборот, скопился горячий воздух, и металл не выдержал температурной деформации”.

С ним соглашается обозреватель “Коммерсанта” Григорий Ревзин: “Мы строили такие железобетонные купола, но над рынками и цирками, а не над аквапарками. Бетон сосет воду, мокрый бетон трескается от перепада температур. Металл подвергается быстрой коррозии от хлора. Чтобы этого не произошло, в здании должна быть предусмотрена серьезная пароизоляция и вентиляция. Тут начинаются проблемы. С одной стороны, когда Юрий Лужков в 2002 году провозгласил программу строительства аквапарков в каждом округе Москвы, то архитекторы столкнулись с отсутствием нормативных документов на подобные сооружения. Правда, есть западные нормы. Но они рассчитаны на то, что если в здании запланировано 16 вентиляционных установок, то все 16 и работают. А если одна сломалась, то аквапарк не функционирует, пока не починят. Почти наверняка в результате следствия окажется, что нарушены условия эксплуатации комплекса. Юридически все окажутся чистыми. За гибель 25 человек ответит человек, подрядившийся следить за вентилятором”.

Так или иначе, но большинство версий сходится в том, что причина катастрофы – недостаточный учет проектировщиками, строителями либо эксплуатационщиками разрушительного воздействия разности температур внутри и снаружи купола.

Если окажется, что виноваты проектировщики или строители, то под вопросом окажется безопасность пребывания людей в других зданиях, созданных этими фирмами. Компания “Сергей Киселев и партнеры” проектировала жилые дома, административные здания и деловые центры. ” Кочак Иншаат” также возвела несколько зданий в Москве, Пицунде и Ханты-Мансийске. В ее активе сданный в 2002 году самарский аквапарк “Виктория” и строящийся аквапарк в Ханты-Мансийске.

Начавшееся расследование может пойти по нескольким путям:

Четвертый путь – нахождение “крайнего” среди тех, кто эксплуатировал здание, причем не среди высших чинов, а скорее среди рядовых работников, например, включавших и ремонтировавших вентиляторы. Кстати, компания “Интеко”, руководимая женой московского мэра Еленой Батуриной, уже опровергла информацию о какой бы то ни было связи компании и ее акционеров с “Трансвааль Парком”.

Катастрофа в Ясенево ударит и по другим проектам развлекательных водных комплексов в Москве, Петербурге и других городах России, а косвенно – вообще по российской экономике. Вряд ли инвесторы захотят вкладывать деньги в то, что рухнет через несколько лет: неважно по какой причине – из-за турецких прорабов, таджикских строителей, московских чиновников или русских морозов.

Катастрофа в аквапарке
Вся информация о событиях в Ясенево

Бывший Трансвааль-парк с часовней в память о жертвах, 2007 год

Вид на Трансвааль-парк, 2006 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *